Широкий ассортимент масел, предлагаемых рынком для бензопил, мотокос и другой садовой техники, вызывает определенную озадаченность покупателей – чем они, все таки, отличаются? Постараемся кратко дать общие понятия о классификации двухтактных масел и специфике украинского ранка.
Начнем, пожалуй, именно с рынка.
- Сложно отрицать, что наиболее популярными маслами в специализированных магазинах являются масла известных мировых брендов - Stihl и Husqvarna. Но у них есть два минуса – стоимость практически вдвое превышает стоимость менее известных аналогов, и высокая вероятность подделки. Производство масел «а-ля» Stihl превратилось в Украине в целую индустрию. Подпольные производители предлагают фасованное в фирменные банки масло по стоимости от 1,5$ за литр.
- Отдельным бизнесом стало производство масел под собственными брендами на мощностях украинских производителей. И дело не в качестве украинского масла, оно зачастую не уступает импортному, дело в несоответствии заявленного качества на упаковке с реальным ее содержимым. В борьбе за прибыльность часть компаний позволяет себе несколько отойти от реальных показателей.
Исходя из этих двух пунктов, рекомендуем покупателям приобретать масла только в проверенных торговых организациях, по возможности интересоваться производителем и контролировать качество заводской фасовки тары. В своих розничных продажах мы, к примеру, стараемся держать более бюджетные масла, но с четким пониманием завода-изготовителя – Xado, Manol, Venol, Mobil, Yukoil.
Классификация Американского института нефти API.
Наиболее простая и неконкретная классификация масел для двухтактных двигателей. Предполагает четыре класса качества, из которых три являются устаревшими:
- API TA – (устаревшая) класс масел для двухтактных двигателей объемом до 50см3. Стандарт так и не прошел стадию разработки технических требований.
- API TB – (устаревшая) класс разрабатываемый для двухтактных двигателей объемом 50-200см3. Не используется в связи с заниженными требованиями к качеству масел. Заменен на класс API TC.
- API TC – современный стандарт для двухтактных двигателей объемом 50-200см3 эксплуатируемых на суше. Предусматривает тест на пригорание поршневых колец и задиров цилиндра.
- API TD – (устаревшая) класс разрабатываемый для двигателей с водяным охлаждением. Не соответствует современным требованиям. Заменен на API TC-W.
Классификация Японской организации по стандартизации в области автомобилестроения JASO.
Более глубокая классификация двухтактных масел. Заключения выдаются по итогам четырех различных стендовых испытаний по четырем основным характеристикам – смазывающая способность, очищающие свойства, крутящий момент и уровень чистоты выхлопа.
- JASO FA – низкокачественные масла запрещенные для эксплуатации в Японии. Предназначены для развивающихся стран.
- JASO FB – класс соответствующий минимально допустимым требованиям по всем вышеуказанным характеристикам.
- JASO FC – класс имеющий более высокие показатели, в отличии от JASO FB, по очищающим свойствам и чистоте выхлопа. Основные масла японского рынка.
- JASO FD – наивысшие требования к маслам в Японии. В дополнение к требованиям класса JASO FC предусматривает не только практически полное выгорание масел в цилиндре, но и максимальный очищающий эффект внутренних поверхностей цилиндра.
Европейская классификация ISO.
Разработана в дополнение к классификации JASO. Добавлен тест на чистоту поверхности поршня.
- ISO-L-EGB – масла соответствующие классу JASO FB прошедшие тест на чистоту поршня.
- ISO-L-EGD – масла соответствующие классу JASO FD прошедшие тест на чистоту поршня.
- ISO-L-EGC – масла соответствующие классу JASO FC прошедшие тест на чистоту и очищение поршня.